Мерный или немерный? Чем отличаются ГП-1 и ГП-2? И зачем нужен криволинейный бордюр? Эти и многие другие вопросы задают нам заказчики гранитного бортового камня.
Вы спрашиваете – мы отвечаем: подготовили статью о том, в чем разница между видами продукции, как ее выбрать и не переплатить при этом до 30% стоимости материала.
Гранит VS бетон: основы
Здесь будем максимально кратки. Приведем всего несколько доводов в пользу натурального камня, и они снимут большинство вопросов:
1. Истираемость бетона в среднем на 30% выше, чем у гранита;
2. Средняя плотность гранита – 2600-2700 кг/м3, у бетона – 500 кг/м3;
3. Водопоглощение гранита – 0,1 %, у бетона этот показатель составляет около 2%.
4. Гранит выигрывает внешне благодаря эстетике природного камня, его считают по-настоящему универсальным материалом.
Дешевизна бетона по сравнению с гранитом очевидна только на первый взгляд. Несоизмеримо больший срок службы гранита (до 500 лет!) позволяет существенно экономить на ремонте объектов в перспективе.
Мерный или погонажный?
Основные два документа, регламентирующие производство и применение бордюра, это ГОСТ 32961-2014: «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые» и ГОСТ 32018-2012: «Изделия строительно-дорожные из природного камня».
В ГОСТ 32961-2014 указаны рекомендуемая длина бортовых камней: рядовых камней – 1000 мм; доборных камней – 500 мм. Предельное отклонение от рекомендуемых размеров по длине может составлять не более 10 мм.
Этот бордюр называется МЕРНЫМ: заказчик покупает блоки строго одинаковой длины. Согласно документу камень также должен иметь действующий Сертификат соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
В ряде случаев применение именно мерного камня предусмотрено проектом – когда необходимы блоки строго одинакового размера. Кроме того, в ГОСТ 32961-2014 закреплена следующая формулировка: «Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов».
Т.е., в остальных случаях используется камень длиной от 700 до 2000 мм, соответствующий ГОСТ 32018-2012. Цитируем: «Строительно-дорожные изделия предназначены для устройства покрытий на городских площадях, улицах, пешеходных зонах, трамвайных путях, въездных автомобильных дорогах, садово-парковых дорожках, а также для отделения проезжей части магистральных улиц от тротуаров, газонов, площадок остановок общественного транспорта и от полотна трамвайных путей, проезжей части дорог от разделительных полос, тротуаров на мостах и путепроводах, съездах и в тоннелях; пешеходных дорожек и тротуаров от газонов в парках, скверах и на бульварах».
Применение блоков разной длины позволяет минимизировать количество остатков материала. При производстве мерного камня остатки горной породы закладываются в стоимость. Поэтому цена на мерный камень выше – иногда до 30%. Для большинства объектов достаточно соответствия продукции требованиям ГОСТ 32018-2012.
Отметим, что вся продукция ПТК «Объединенные Ресурсы» соответствует международному сертификату ТР ТС 014/2011, ГОСТ 32018-2012 и ГОСТ, ГОСТ 32961-2014 и может использоваться на любых объектах.
Какой бордюр для чего нужен?
В классификации камня по ГОСТ 32018-2012 закреплены обозначения изделий от ГП-1 до ГП-6 (или КбртГП1-КбртГП2) с привязкой к характеристикам ширины и высоты. Длина у всех видов бордюра может составлять от 700 до 2000 мм. Ниже расскажем, в каких случаях используются разные типы камня.
ГП-1/КбртГП1 высотой 300 мм, шириной 150 мм – самый распространенный вид камня. Именно его можно чаще всего увидеть на городских улицах, потому что предназначен он для отделения проезжей части улиц и внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
ГП-2/КбртГП2 высотой 400 мм, шириной 180 мм используют для отделения распределительных полос, проезжей части от тротуаров и технических дорожек на съездах, в тоннелях.
ГП-3/КбртГП3 высотой 600 мм, шириной 200 мм чаще всего можно встретить на мостах и путепроводах. Его также используют для отделения трамвайных путей от проезжей части.
ГП-4/КбртГП4 высотой 200 мм, шириной 100 мм отделяет переходные дорожки и тротуары от газонов.
ГП-5/КбртГП5 высотой 200 мм, шириной 80 мм также отделяет переходные дорожки и тротуары от газонов, используется в ландшафтном дизайне.
ГПВ/КбртГП6 высотой 200 мм, шириной 150 мм называют въездным бордюром. Он предназначен для устройства въездов с проезжей части на тротуары.
Не можем не упомянуть криволинейный бордюр. Это закругленный камень с возможным радиусом от 500 до 12000 мм, обозначается как ГК0,5-ГК10 или с указанием радиуса в мм в скобках: ГбртГП' (5000).
Такой вид продукции необходим, когда требуется устройство разделительных полос, тротуаров, островков безопасности на поворотах, круговых площадях, в разворотах и т.д. Также часто его используют в ландшафтном дизайне, например, для устройства клумб, каскадов и других декоративных конструкций.
Применение радиусного бордюра позволяет реализовать сложные проектные решения и упрощает проведение работ, так как не требует сложного «раскроя» прямолинейных бордюрных камней с последующей их стыковкой. Однако отметим, что стоимость таких изделий выше. В ряде случаев закупать именно радиусный бордюр нецелесообразно с экономической точки зрения – например, при создании конструкций большого радиуса. Чем больше радиус бордюра, тем менее выражено закругление, а значит, в ряде ситуаций можно использовать прямолинейный бордюр, цена которого ниже примерно в 2,5 раза.
Обработка камня
-
Чаще всего обработке подвергается только «внешняя» сторона блока. Камень может поставляться: Пиленым. При этом производится распил на части по указанным заказчиком размерам, и дополнительно края спила не обрабатываются.
-
Термообработанным. Поверхность «обжигается» для придания шероховатости и повышения износостойкости камня.
-
Бучардированным. Механическая обработка специальным инструментом – бучардой также для придания шероховатости.
Подводим итоги
- Как мы выяснили в начале статьи, гранитный бордюр существенно превосходит изделия из бетона по долговечности и прочности. Выбирая природный материал, вы существенно экономите на будущем ремонте объектов.
- Также, чтобы сэкономить, следует выбрать «немерный» или погонажный гранитный бордюр – так минимизируется количество остатков породы и итоговая стоимость продукции будет ниже, чем при заказе мерного бордюра.
- Тип (ширина и высота) изделий зависит от особенностей применения: для городских дорог, автомагистралей, мостов, тоннелей и съездов используют наиболее массивные виды камня – ГП-1, ГП-2, ГП-3. Для отделения тротуаров и дорожек от газона подойдут небольшие типы камня – ГП-4 и ГП-5. Для устройства въездов применяют бордюр ГПВ.
- Применения криволинейного бордюра экономически оправдано при создании закруглений радиусом до 7000 мм. В остальных случаях мы рекомендуем рассмотреть применение прямолинейного камня.
Если у вас остались вопросы, ждем их по телефону 8 (812) 676-75-59 или электронной почте info@ptkor.ru. Менеджеры компании помогут с выбором и окажут необходимую консультационную поддержку.