Поставка материалов
для дорожного строительства

info@ptkor.ru
msk@ptkor.ru

8 812 676-75-59
8 499 550-22-58

Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д.35, к.4
Москва, пр. Мира, д.101, оф.501

Современное состояние нормативной документации по геосинтетическим материалам

Еще 5 лет назад все сетовали на отсутствие государственных стандартов на геосинтетические материалы и методики их испытаний. Существовавшие в то время пять ГОСТов, внесенных ТК 412 «Текстиль», относились к геотекстилю и решали только проблему отбора проб, определения толщины, поверхностной плотности, водопроницаемости и характеристик открытых пор. Толчком к развитию нормативной базы геосинтетических материалов стало создание Росавтодором серии отраслевых дорожных методических документов, в частности ОДМ 218.5.006-2010 «Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли». В нем в произвольном пересказе приводились все основные методики Международной организации по стандартизации (ISO) по физико-механическим испытаниям геосинтетических материалов.

ОДМ не является нормативным документом — это отраслевой дорожный методический документ, носящий рекомендательный характер, однако он явился базой для разработки стандартов, внесенных ТК 418 «Дорожное хозяйство». Эти ГОСТы в настоящее время составляют основную часть стандартов на методики испытаний геосинтетики:

  • ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении;
  • ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению;
  • ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию;
  • ГОСТ Р 55033-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения гибкости при отрицательных температурах;
  • ГОСТ Р 55034-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Метод определения теплостойкости;
  • ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам;
  • ГОСТ Р 56335-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при статическом продавливании;
  • ГОСТ Р 56336-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения стойкости к циклическим нагрузкам;
  • ГОСТ Р 56337-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические. Метод определения прочности при динамическом продавливании (испытание падающим конусом);
  • ГОСТ Р 56339-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения ползучести при растяжении и разрыва при ползучести.

Кроме того, ТК 418 внес 3 стандарта, в которых нормируются технические требования к геосинтетическим материалам, применяемым для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды, армирования нижних слоев основания дорожной одежды и для разделения слоев дорожной одежды:

  • ГОСТ Р 55029-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования;
  • ГОСТ Р 56338-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания дорожной одежды. Технические требования;
  • ГОСТ Р 56412-2015 Система навигационно-информационного обеспечения координатного земледелия. Общие требования.

Параллельно с ТК 418 «Дорожное хозяйство» в эти же годы ТК 465 «Строительство» внес 5 стандартов на геосинтетические материалы, применяемые в строительстве:

  • ГОСТ 32804-2014 Материалы геосинтетические для фундаментов, опор и земляных работ. Общие технические требования;
  • ГОСТ 33067-2014 Материалы геосинтетические для туннелей и подземных сооружений. Общие технические требования;
  • ГОСТ 33068-2014 Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования;
  • ГОСТ 33069-2014 Материалы геосинтетические для защиты от эрозии (береговая защита). Общие технические требования;
  • ГОСТ Р 56586-2015 Геомембраны полиэтиленовые гидроизоляционные рулонные. Технические условия.

Кроме того, разработаны и 2 ГОСТа на методы испытаний геосинтетики:

  • ГОСТ 32490-2013 (ISO 10722) Материалы геосинтетические. Метод оценки механического повреждения гранулированным материалом под повторяемой нагрузкой;
  • ГОСТ 32491-2013 (ISO 10319) Материалы геосинтетические. Метод испытания на растяжение с применением широкой ленты.

В ГОСТ 32804 в десяти приложениях приведены методики испытаний геосинтетических материалов в переводах с ISO, которые частично повторяют методики, приведенные выше в десяти ГОСТах, внесенных ТК 418. Основная разница этих двух блоков стандартов на методы испытаний заключается в том, что ГОСТы, внесенные ТК «Дорожное хозяйство», распространяются на геосинтетики, «…применяемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них». Между тем в редакции ТК «Строительство» они распространяются на геотекстильные материалы независимо от области их применения, что представляется вполне логичным.

Дублирование разработки ГОСТов на методы испытаний является следствием несогласованности в работе технических комитетов Федерального агентства по техническому регулированию. Это приводит, с одной стороны, к лишним материальным затратам, связанными с разработкой и изданием документации, а с другой стороны, ставит производителей геосинтетических материалов перед необходимостью проводить испытания своей продукции по одному и тому же показателю по одной и той же методике, но изложенной в разных ГОСТах.

Следует отметить, что все перечисленные стандарты, внесенные ТК «Строительство», являются модифицированными по отношению к международным стандартам и в отдельных конкретных случаях это сказывается на неадекватности перевода ISO на русский язык.

Человек, не державший в руках текст с ISO 10319 на английском языке, может не понять название ГОСТа «Метод испытания на растяжение с применением широкой ленты». В самом тексте стандарта о «широкой ленте» и вообще о «ленте» нет ни слова, поскольку под этим термином подразумевается образец геосинтетического материала шириной 200 мм.

Переводчик технического текста должен знать, что часто нельзя делать дословный перевод — это искажает смысл. Эксперты ТК должны были обратить на это внимание при экспертизе редакции ГОСТа.

До 90-х годов прошлого века разработка стандартов была возложена на Госстандарт, который обладал законодательными функциями. В настоящее время этот комитет преобразовали в Федеральное агентство по техническому регулированию, которое оказывает услуги по стандартизации и не имеет законодательных полномочий.

Сегодня, когда все поставлено на коммерческую основу, уровень выпускаемых стандартов резко снизился. При этом существует острая нехватка опытных кадров по разработке нормативных документов в строительстве, так как уничтожены фактически все отраслевые НИИ. Одновременно сильное давление оказывают фирмы — производители строительных материалов, заказывающие и оплачивающие разработку ГОСТов. Компании лоббируют свои интересы в ущерб качеству разрабатываемого стандарта.

Большим недостатком стандартов является отсутствие конкретных требований к испытательному оборудованию — либо это словесные описания, как, например, в ГОСТ Р 56339 на определение ползучести при растяжении, либо дается принципиальная схема установки, которую никто в РФ не выпускает, как в ГОСТ Р 53238 на определение характеристики пор (О90). В настоящее время ни одна аккредитованная лаборатория у нас в стране не имеет оборудования для определения эффективного размера пор.

Создается впечатление, что разработчики ГОСТов на геосинтетические материалы для дорожного строительства не удосужились изучить требования Свода правил СП 3413330.2012 «Автомобильные дороги», который является актуализированной редакцией СНиП 2.05.02-85. В этом документе в приложении Д приведена таблица, где указаны основные, дополнительные и справочные показатели качества геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожном строительстве. Разработчики же основывались на требованиях не СП, а ОДМ, закладывая в периодические испытания для всех материалов такие показатели, как устойчивость к многократному замораживанию и оттаиванию, устойчивость к циклическим нагрузкам и типовые испытания на грибостойкость, устойчивость к агрессивным средам и к ультрафиолетовому излучению.

Надо отметить, что европейские производители проверяют стойкость к УФ только на стадии разработки новых материалов, а при серийном выпуске просто указывают, что материал на объекте должен быть закрыт грунтом не позднее установленного срока после его укладки.

В настоящее время в комитетах ISO обсуждается необходимость испытаний на биологическую стойкость для геосинтетики, выпускаемой из известных и уже проверенных полимеров. Предлагается испытывать только те геосинтетические материалы, которые производят из новых, ранее не проверенных, полимеров.

В заключение следует отметить, что при разработке нормативных документов на продукцию надо более ответственно подходить к вопросу выбора показателей качества геосинтетических материалов, устанавливая необходимые и достаточные требования к ним, не перегружая справочными показателями.

Что касается ГОСТов на методы испытаний, этот вопрос находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию, и оно должно принять решение, какие ГОСТы оставить действующими и внести в них изменения, а какие отменить. Надо помнить, что метод испытания материала не зависит от области его применения. Область применения определяется характеристиками самого материала.

И.И. Лонкевич, генеральный директор ООО «ИЦ ВНИИГС»
(журнал "Дороги. Инновации в строительстве" №51)

Введите имя*
E-mail*
Введите телефон*
Компания
Заявка на материалы (наим-е, кол-во, адрес доставки)*

* - поля, обязательные для заполнения
Или скачайте форму заявки,
заполните её и отправьте на почту info@ptkor.ru
Введите имя*
Введите телефон*

* - поля, обязательные для заполнения
Яндекс.Метрика