Поставка материалов
для дорожного строительства

info@ptkor.ru
msk@ptkor.ru

8 812 676-75-59
8 499 550-22-58

Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д.35, к.4
Москва, пр. Мира, д.101, оф.501

В поисках баланса (часть 2)

Читать первую часть круглого стола

В настоящее время производителей и поставщиков геосинтетических материалов волнует немало проблем – они связаны и с ситуацией на российском рынке, и с применением новых стандартов, строго регламентирующих использование материалов, и с высокой степенью конкуренции… О возможных путях в решении этих и других проблем рассуждают в рамках заочного круглого стола ведущие специалисты данного сегмента рынка.


А.В. Литвинцев

 


С.А. Суворов

 


К.В. Фиста

 


Ю.А. Аливер

 


Г.К. Мухамеджанов

 


В.О. Марков

главный инженер 
ООО "Торговый Дом РГК"

 

руководитель
технического отдела
ООО "ПТК
Объединенные 
Ресурсы"

 

коммерческий
директор
ООО "Сеттка"

 

начальник
лаборатории
МООУ "РСЦ ОПЫТНОЕ"

 

заведующий
лабораторией
ОАО "НИИ Нетканых
материалов"

 

руководитель
инжинирингового
центра "Геоспан"


К.М. Азарх

 


А.В. Самко

 


А.Н. Коновалов

 


И.Д. Акимов-Перетц

 


А.Э. Исинов

 



 

 

начальник ОМ
компании
"ПРЕСТО-РУСЬ"

 

ведущий инженер-
геотехник

компании
Хюскер"

 

ведущий менеджер
активных продаж
ООО "НИПРОМ-ТЕКС"

 

главный специалист отдела
типового проектирования
АО "ТРАНСМОСТ"

 

генеральный директор
ООО «СПЕЦСТРОЙ»

 

 

– Что на сегодняшний день мешает представителям рынка ГСМ в активном продвижении своей продукции на дорожно-строительный рынок России?

К.В. Фиста
Недобросовестная конкуренция и отсутствие приоритета у реальных отечественных производителей.

С.А. Суворов
Со стороны производителя – постоянное обновление требований к материалам. Со стороны заказчика – отсутствие понимания экономической эффективности применения ГСМ (как краткосрочной, так и долгосрочной); со стороны проектировщика – отсутствие утвержденных и однозначных методик расчета, в том числе сложных, с использованием метода конечных элементов, а зачастую квалифицированных кадров, которые могут выполнять подобные расчеты.

К.М. Азарх
При продвижении инновационных материалов мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Одна из них – это засилье низкокачественной дешевой «псевдоаналогичной» продукции, реальные характеристики которой вдвое ниже заявленных в технических условиях. Другая причина – отсутствие у заказчика и подрядчика стимулов к применению инноваций, мотивации к пересмотру традиционных решений и конструкций.

А.В. Самко
В настоящее время все же проще продвигать ГСМ, чем было лет десять назад. В первую очередь это связано с пониманием проектировщиков, как работает данного рода конструкция. У строителей это связано с экономией инертных материалов. Проблемы остаются с проверяющими органами (экспертиза), которые иногда предпочитают не использовать ГСМ из-за типовых классических конструкций (из альбома типовых конструкций).

А.Н. Коновалов
Продвижение качественных ГСМ на сегодняшний момент зависит напрямую от самих производителей. Мы, в частности, пошли на прямой контакт со специализированными проектными и научно-исследовательскими институтами: на протяжении последних трех лет ведем совместную работу по разработке особых видов нетканого геотекстиля с улучшенными фильтрующими и механическими показателями.

Ю.А. Аливер
Активное продвижение геоматериалов на дорожно-строительном рынке России (объем продаж) является самым важным для фирм производителей и зависит от многих факторов. Например, от цены геоматериала, которая зависит от стоимости сырья, стоимости рабочей силы, объема продаж и других факторов. Потребность строительной области, в том числе и автодорожной подотрасли, в геоматериалах зависит от объемов строительства и реконструкции дорог.

Но объемы сегодня значительно меньше требуемых для полной загрузки мощностей предприятий – производителей геоматериалов. В результате предприятия недополучают запланированную прибыль, многие разоряются. Так, в прошлом году обанкротилась крупная фирма – производитель широкого спектра геоматериалов. При этом фирма была оснащена современным немецким оборудованием, имела квалифицированные кадры. «Росавтодор», как главный регулятор рынка геоматериалов в дорожной отрасли, должен поддерживать такие предприятия, обеспечивая хотя бы минимальную их загрузку.

Г.К. Мухамеджанов
Производителям ГСМ в активном продвижении своей продукции на дорожно-строительный рынок мешают:
■ несогласованность между изготовителями и потребителями по вопросам показателей качества ГСМ. Зачем, например, для каждой марки определять семь понижающих коэффициентов прочности от воздействия различных факторов? На наш взгляд, для фильтрующих, дренирующих и разделительных прослоек важно оценить скорость фильтрации, номинальную тонкость фильтрации, пропускную способность и степень кольматации в условиях длительной эксплуатации;
■ четкое разделение технических требований в зависимости от выполняемых функций и условий эксплуатации;
■ отсутствие четкой информации о потребностях ГСМ, в зависимости от выполняемых функций и объемов потребления для федеральных, региональных и муниципальных нужд (желательно провести маркетинговые исследования, поручив это специализированным организациям).

В.О. Марков
Первое – нехватка информации об эффективности применения ГСМ, которая должна быть подтверждена в различных климатических и грунтовых условиях в зависимости от интенсивности движения (долговечность материалов и всей дорожной конструкции в течение жизненного цикла).
Второе – устаревшие технические нормы (рекомендации по тех. характеристикам ГСМ разработаны, а обязательства по применению в конкретных случаях по-прежнему не прописаны в технических нормах). В этой ситуации некоторые проектировщики отказывают в проектировании объектов с ГСМ, так как они не указаны в стандартах.
И, наконец, негативный опыт применения некачественных ГСМ осложняет принятие инженерных решений с геосинтетическими материалами.

А.В. Литвинцев
Наличие конкурентной среды положительно влияет на формирование цены конечного продукта, однако, в связи с недостаточным контролем качества закупаемых ГСМ и изначальным посылом подрядчика в закупке по самой дешевой предложенной цене, создается климат для существования фирм, не имеющих производств и поставляющих либо контрафакт, либо материалы, не соответствующие заявленным характеристикам (маркой ниже), или материал, изготовленный из вторичных полимеров. Считаем, что необходимо проводить входной контроль всех геоматериалов, поставляемых на объекты дорожного хозяйства, для пресечения деятельности подобных поставщиков, а также сформировать реестр производителей геосинтетических материалов.

– Возможно ли производство тех или иных видов ГСМ под конкретные условия заказчика?

С.А. Суворов:
Да, конечно. Мы всегда обращаем на это особое внимание, поскольку у завода, который мы представляем, наверное, самый большой парк ткацкого и вязального оборудования для производства ГМ. Мы готовы принимать заявки и обсуждать возможность изготовления материалов под конкретный объект, с индивидуальными техническими характеристиками, из различного сырья, будь то полиэфир, базальт, стекло или поливинилспирт (поливинилалкоголь). Данную информацию мы стараемся распространять и среди проектных институтов, чтобы они не были привязаны к каким-то стандартным решениям.

А.Э. Исинов
Такую практику используют уже многие заводы. Уникальность лота (как принято называть на рынке) – под индивидуальные проекты закладывать разные виды ГСМ и защищать технические условия через проектный институт. У нас на Крайнем Севере это часто применяется в нефтегазовой отрасли, поскольку климатические условия и характеристики грунтов разные, и в некоторых случаях – очень сложные.

Г.К. Мухамеджанов:
Считаю возможным и необходимым выпускать производство ГСМ под конкретные условия заказчика. Например, из расплава полипропилена фильерным способом – для федеральных дорог. В этом отношении важно сотрудничество Росавтодора и «Сибур Холдинга», тем более что «Сибур» имеет свои производства (Тобольск, Томск) по выпуску ПП в гранулах.

К.В. Фиста:
Мы максимально подстраиваем нашу продукцию под заказчиков. Чтобы выполнить по-настоящему востребованный продукт, нужно следовать индивидуальным параметрам. При этом минимизируются издержки на ненужные дополнительные вещи.

В.О. Марков:
Ассортимент армирующих ГСМ компании ГЕКСА позволяет решить задачи по укреплению грунтов, армированию оснований и противоэрозионной защиты откосов.

К.М. Азарх:
Как правило, при производстве стандартных типов пространственных полимерных решеток учитываются требования нормативных документов. Но свойства и характеристики геоматериалов являются достаточно гибкими и могут быть изменены в соответствии с конкретными условиями. К примеру, в технических условиях на инновационный геосотовый материал ИППР «ГЕОКОРД» есть возможность изготовления материала по требованиям заказчика, если стандартные показатели его не удовлетворяют.

Ю.А. Аливер:
Если предприятие выпускает нужный заказчику вид геоматериала, то при экономически выгодном объеме заказа, оно, конечно же, выпускает нужную заказчику марку материала. Вопрос гораздо сложнее, если под этот вид ГМ нужно приобретать новое оборудование.

А.В. Самко:
Наша компания на протяжении более полувека изготавливает ГСМ, и уже к началу XXI века накопила огромный опыт в производстве нестандартных марок материалов (ГСМ с нестандартной прочностью, геокомпозиты и др.), исходя из конкретных условий заказчика. Как правило, в дополнении ставятся условия быстрого изготовления. Наша компания справляется с такими условиями, поскольку ее мощности способны изготовить более 300 млн кв. м ГСМ в год.

– Способны ли в настоящий момент отечественные ГСМ достойно конкурировать с зарубежными аналогами?

А.Н. Коновалов:
Безусловно. Уже ни для кого не секрет, кто является главными игроками по производству и продаже ГСМ на территории РФ, даже несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. Производители постоянно модернизируют свое оборудование, что в целом очень положительно влияет на качество конечного продукта, способного конкурировать с иностранными аналогами, тем самым постепенно их вытесняя.

Г.К. Мухамеджанов:
В определенных ассортиментных позициях (фильтрация, дренирование, разделение) отечественные производители ГСМ вполне конкурентоспособны с зарубежными аналогами. С пуском новых предприятий по производству высокопрочных и высокомодульных полиэфирных нитей в Волжском (Волгоградской обл.) и Иваново появилась возможность выпускать ГСМ для армирования слоев дорожной одежды и армирования подпорных стенок (то есть силового текстиля с прочностью 200 кН/м и более).

А.В. Самко:
Для того чтобы сравнивать отечественные аналоги с зарубежными ГСМ, необходимо начать с сырья, из которого они изготавливаются. Так, например отечественные материалы на основе сырья из полипропилена (ПП) вполне достойно конкурируют с зарубежными ГСМ. Это связано с тем, что технология производства полипропилена (ПП) в России достаточно отлажена и качество продукции находится на достойном уровне.
В сегменте геосинтетиков из таких видов сырья, как полиэфир (ПЭТ) и поливиниловый спирт (ПВС), наблюдается обратная тенденция. Связано это с использованием некачественного сырья с целью удешевления конечной стоимости материала. Если сравнивать отечественные ГСМ с зарубежными аналогами, необходимо, чтобы ГСМ обоих производителей были из сырья одного качества, что в целом бывает редко.
Замечу, утверждение о том, что «использование одинакового оборудования и сырья в производстве ГСМ делает отечественные ГСМ конкурентными с зарубежными аналогами», в практике встречается очень редко, ведь главным фактором в качестве являются эксклюзивные технологии и опыт производства ГСМ.

К.В. Фиста:
По нашей продукции есть подтвержденные независимой лабораторией сравнения с импортными аналогами в нашу пользу.

А.В. Литвинцев:
Сегодня на рынке геосинтетических материалов представлена продукция производства отечественных компаний, не уступающая по качеству импортным аналогам. Современное оборудование, накопленный опыт и усовершенствование нормативно-технической базы положительно сказались на процессе производства и позволили достичь высокого качества продукции. Отечественные производители постоянно работают над увеличением объема и наращиванием ассортимента выпускаемой продукции, что позволяет полностью заменить импортные материалы.

А.Э. Исинов:
Как минимум наше качество уже равно зарубежным аналогам, но если учитывать ценовой диапазон, который зависит от курса иностранной валюты, то в этом аспекте мы опережаем! В последние годы производство ГСМ в России растет как минимум на 8-10% ежегодно, и по качеству материалы уже ничем не уступают зарубежным аналогам.

Ю.А. Аливер:
Передовые отечественные предприятия выпускают практически весь спектр геоматериалов, которые на равных конкурируют с зарубежными аналогами, поскольку эти предприятия оснащены современным оборудованием и работают на качественном сырье.

В.О. Марков:
За последние годы российские производители геосинтетических материалов интенсивно развивали свои технологии и производственные мощности. На сегодняшний день спрос на ГСМ может быть полностью удовлетворен продукцией российского производства. Геосинтетические материалы «Геоспан» производятся по согласованным Росавтодором и ГК «Автодор» стандартам, проходят испытания каждой партии в заводской лаборатории, а долговечность материалов доказана в независимых дорожных лабораториях. Наш опыт применения на федеральных объектах свидетельствует о качестве и эффективности ГСМ, что позволяет нам успешно конкурировать на дорожном рынке.

К.М. Азарх:
В России есть производители, продукция которых соответствует зарубежным аналогам и даже превосходит их по качеству и цене, что позволяет им вполне успешно конкурировать на отечественном и международном рынках. К примеру, наша компания производит инновационные армированные объемные георешетки «ГЕОКОРД», которые по всем показателям лучше и дешевле, чем их зарубежный аналог – геосоты «НЭОВЭБ». А инновационная георешетка для укрепления откосов «ГЕОСТЕП» благодаря своей конструкции, не имеющей аналогов на мировом рынке, уже успела заинтересовать иностранных заказчиков из США и Европы.

С.А. Суворов
Действительно, среди отечественных производителей есть те, которые выпускают качественные ГСМ, соответствующие всем нормативным документам, действующим на территории РФ, в том числе и последним ГОСТам. Наши производители расширяют производственные мощности, обновляют ткацкое и вязальные станки, ведут плодотворную работу по совершенствованию технологии производства ГМ, закупают дорогостоящее испытательное оборудование. Например, «Махина-ТСТ» летом 2015 года приобрела разрывную машину Zwick Z250 (в России таких всего четыре). Совокупность данных мер дает возможность уже сейчас производить качественную продукцию и конкурировать с лучшими европейскими производителями.

– Как вы оцениваете перспективы развития отечественного рынка геосинтетических материалов?

К.В. Фиста:
Позитивно. Уместно заложенные правильные материалы демонстрируют хороший эффект. Например, имеет место экономия инертных материалов в случае правильного применения армирующей геосинтетики. А с учетом удорожания доставки инертных материалов использование ГСМ может принести еще большую экономию.

А.Э. Исинов:
В последние годы объем потребляемой в России геосинтетической продукции возрос в несколько раз – согласно новым ГОСТам; с применением геоматериалов реализуется и масштабное дорожное строительство, и благоустройство месторождений, и строительство промысловых дорог (в нефтяных месторождениях). Свое применение геосинтетика нашла и в жилом строительстве: на волне строительного бума прочные и легкие в монтаже геоматериалы стали применяться для укрепления фундаментов и создания объектов ландшафтного дизайна. Спрос на внутреннем рынке рождает растущее предложение – все больше отечественных фирм предлагают ГСМ собственного производства по доступным ценам. На сегодняшний день качество отечественной геосинтетики сильно различается по качеству и по ценовому диапазону, в зависимости от бренда-производителя.
В России есть все возможности и необходимые предпосылки для развития производства и применения ГСМ. Из всех типов и структур ГСМ наиболее широкое распространение получили нетканые геотекстильные материалы (НГТМ), что обусловлено разнообразием способов производства, видов используемого сырья, в том числе из вторичных волокон, возможностью получения дешевых материалов по сокращенной технологии по сравнению с другими полимерными и текстильными (ткаными) материалами. По прогнозам Академии конъюнктуры промышленных рынков (АКПР), потенциальная емкость российского рынка только НГТМ составляет около 1 млрд м2. Основные объемы потребления этих материалов относятся к дорожным работам. Это понятно, если учесть, что строительство и ремонт автомобильных дорог в России, с ее огромными территориями и различными почвенно-климатическими условиями, стали приоритетной задачей, призванной решать социально-экономические проблемы.

К.М. Азарх:
Мы считаем, что отечественный рынок геосинтетических материалов в скором времени выйдет за пределы привычных отраслей применения, объем контрафактных материалов снизится, как снизится и количество производителей. В связи с введением новых требований к испытаниям и сертификации производители будут вынуждены повысить качество продукции, что неизбежно скажется на ценах. При выборе поставщика геоматериалов решающую роль будет играть соотношение качества и цены продукции, а не только цена.

Г.К. Мухамеджанов:
Имеются большие перспективы увеличения объемов производства ГСМ в среднем на 5% и более, не только в строительстве автодорог, но и в аэродромном, железнодорожном, нефтегазовом, гидротехническом, ландшафтном, жилищно-коммунальном строительстве и др.
В особенности имеются большие перспективы в производстве ГСМ из расплава полипропилена (на предприятиях «Сибур Геосинт» в Кемерово и Узловой Тульская область), из регенерированных волокон (в Челябинске – «Втор-Ком», в Сыктывкаре – «Коми ГЕО», Сергиевом Посаде – «Сибгазспецстрой») и др.

Ю.А. Аливер:
Перспективы развития отечественного рынка геоматериалов имеются, хотя и не такие широкие, как того хотелось бы производителям. В этом большая роль ФДА, как регулятора рынка. Важным являются вопросы перспективного планирования потребности в геоматериалах по видам и маркам на срок от одного до пяти лет и обеспечения минимально необходимых заказов хотя бы для крупных современных предприятий. Актуальными являются вопросы борьбы с коррупцией и монополизацией рынка, когда лоббируются две-три организации и фирмы-производителя геоматериалов.

С.А. Суворов:
В связи с сокращением финансирования дорожного строительства в 2016 году, а значит, и уменьшением количества объектов строительства, в ближайшей перспективе спрос на строительные материалы, в том числе и на ГСМ, будет значительно меньше. В совокупности с необходимостью проведения дорогостоящих испытаний для соответствия новым нормативно-техническим документам, это может привести небольших производителей к уходу с рынка или поглощению более крупными компаниями. В любом случае, уровень конкуренции возрастет, а значит, преимущество будет у производителей качественных ГСМ с конкурентной ценой.

А.В. Литвинцев:
Конечно, кризис дает о себе знать, но в дорожном строительстве не наблюдается такого спада, как в целом по отрасли. Если объемы финансирования в дорожную отрасль не будут уменьшены, у отечественного рынка геосинтетических материалов хорошие перспективы развития. По прогнозам, к 2020 году количество закупаемых геоматериалов может достичь 90 млн м 2

А.В. Самко:
Как показывает практика, с каждым годом процент применения ГСМ в проектах растет. В первую очередь, это связано с увеличением линейки предлагаемых материалов, расширением диапазона их применения (температура, pH), а также внедрением различных композитов. Нарабатывается база проектных решений, накапливается опыт применения различных геосинтетиков, осуществляется мониторинг за поведением конструкций, построенных ранее.
Следует отметить тот факт, что при использовании ГСМ в сооружениях мы уменьшаем объемы дорогих инертных материалов (строительный грунт) и, следовательно, уменьшаем стоимость сооружения. Кроме того, при строительстве сооружений в сложных инженерно-геологических условиях будет повышаться спрос на применение высокопрочных материалов, изготовленных из полиэфира (ПЭТ) и поливинилового спирта (ПВС).

А.Н. Коновалов:
Все зависит от ряда факторов, влияющих на положительную динамику развития отрасли ГСМ. Необходимо подчеркнуть основные требования – это стабильное финансирование, совершенствование нормативно-технической базы и планы по строительству и развитию дорожной сети.

 

По материалам журнала "Дорожная держава" №67 стр. 60-65 (апрель, 2016)

Введите имя*
E-mail*
Введите телефон*
Компания
Заявка на материалы (наим-е, кол-во, адрес доставки)*

* - поля, обязательные для заполнения
Или скачайте форму заявки,
заполните её и отправьте на почту info@ptkor.ru
Введите имя*
Введите телефон*

* - поля, обязательные для заполнения
Яндекс.Метрика